Материалы по праву » Акционерные общества в Республике Беларусь

Акционерные общества в Республике Беларусь

В результате осуществления за последнее десятилетие коренных преобразований в политической и экономической жизни в Республике Беларусь, произошли значительные изменения в отношениях собственности и организационно-правовых формах коммерческой деятельности.

В начале 90-х годов во времена перестройки в народном хозяйстве бывшего СССР появились первые признаки многоукладной экономики. Наряду с предприятиями государственной собственности начали функционировать и другие формы собственности; т.е. частные, коллективные и смешанные.

Первыми предприятиями негосударственной собственности стали кооперативы, которые имели значительную степень свободы своих действий по организации производства, выпуску продукции и их реализации и т.д. Но самое главное, на первом этапе в целях стимулирования создания предприятий новых форм собственности, развития их материально-технической базы им предоставлялись значительные налоговые льготы.

В связи с этим, многие государственные предприятия "обросли" многочисленными кооперативами, куда передавались технические, финансовые и людские ресурсы, что сопровождалось значительными злоупотреблениями и нарушениями законодательства.

В последствии появились такие организационно-правовые формы, как товарищества с ограниченной ответственность (далее - ТОО). Они, как правило, создавались путем реорганизации небольших государственных предприятий, в основном в сфере услуг, торговли и материально технического снабжения.

Акционерные общества (далее - АО), как организационно правовые формы появились в основном в процессе приватизации, т.е. путем преобразования крупных государственных предприятий в акционерные общества.

Нынешнюю ситуацию характеризуют:

- практически полное преодоление монополии государственной собственности во всех сферах народного хозяйства;

- превращение частной собственности в одну из основных форм собственности в экономике;

- разнообразие форм собственности;

- становление новых форм хозяйствования, адекватных изменениям в отношениях собственности;

- утверждение таких форм организации экономической деятельности (акционерные общества, товарищества, благотворительные и иные общественные организации и т.д.);

- формирование инфраструктуры рынка и механизмов, обслуживающих новые формы собственности.

Естественно, что столь кардинальные перемены потребовали изменений в правовой основе экономической деятельности.

Рыночная экономика сформировалась на основе индивидуальной собственности и немыслима без неё. Однако со временем эта форма собственности претерпела существенные изменения.

Во-первых, частная собственность, эволюционируя, все чаще приобретала не индивидуальную, а различные ассоциированные формы – коллективную, групповую, акционерную. Поэтому в западной экономической теории и практике утвердилось представление, согласно которому под частной собственностью понимается всякая негосударственная форма собственности. В этом есть своя логика, т.к. в качестве представителя общества выступает государство, а все остальные субъекты собственности олицетворяют лишь часть общества и в этом смысле являются субъектами частной собственности.

Во-вторых, наряду с частной собственностью развивались государственная собственность и базирующееся на ней государственное хозяйствование.

В-третьих, широкое распространение получили смешанные формы собственности, в образовании которых ведущую роль играет акционерная форма.

Последняя стала наиболее распространенной из всех организационно-правовых форм.

Принятие Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК РБ) - явилось важнейшей вехой на этом пути. Разработаны принципиальные основы экономических отношений при переходе к рыночным методам хозяйствования, сформировал основные правила, нормы их правового регулирования, обобщил и законодательно закрепил новые формы организации экономической жизни, возникшие в последние годы.

В Кодексе, в частности, жёстко регламентированы организационно-правовые формы. А это означает, что все без исключения, действующие структуры должны быть приведены в соответствие с введёнными Гражданским кодексом нормами.

Тема развития и деятельности акционерных обществ, на мой взгляд, является актуальной. При переходе к рыночной экономике Республика Беларусь отвела значительную роль акционерным обществам, что позволяет участвовать в инвестиционном процессе наряду с предпринимателями и значительному количеству простых граждан, а так же способствует перераспределению капиталов в экономике страны по наиболее продуктивным сферам хозяйствования. Акционерное общество является в настоящее время преобладающей по своему количеству организационно-правовой формой коммерческих организаций.

Первый этап - этап создания акционерных обществ, когда отрабатывались отдельные правовые схемы, обеспечивающие их функционирование окончился. С принятием первого в истории Республики Беларусь Закона «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» 9 декабря 1992 г., начался этап формирования стабильной правовой базы акционерных обществ.

В Беларуси по состоянию на 1 января 2006 года действует 895 открытых акционерных обществ. За прошлый год количество действующих открытых акционерных обществ сократилось по сравнению с 2004-м на 1,4%, сообщили в Министерстве экономики.

В настоящее время зарегистрированы акции 892 открытых акционерных обществ, из них в 793 обществах (или 88,9 %) есть акции, принадлежащие административно-территориальным единицам. В 99 открытых акционерных обществах (11,1%) отсутствует доля коммунальной собственности.

Министерство экономики провело анализ участия административно- территориальных единиц в управлении открытыми акционерными обществами, созданными на базе объектов коммунальной собственности. За весь период реформирования с 1991 по 2005 годы в ходе разгосударствления и приватизации государственной собственности преобразовано в открытые акционерные общества 1076 объектов коммунальной собственности.

В разрезе отраслей удельный вес созданных открытых акционерных обществ составляет: в агропромышленном комплексе - 49,5%, в торговле - 19,7%, в промышленности – 11,2%, в бытовом обслуживании населения - 6,8%, в строительстве - 3,5%, в жилищно-коммунальном хозяйстве - 2,9%, в общественном питании - 2,7%, в прочих отраслях народного хозяйства - 3,7%.

По состоянию на 01.01.2006 г. в собственности Республики Беларусь находилось 7,3 млрд. акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации объектов государственной собственности, или 68,5% от общего количества эмитированных акций. Указанные акции имеются в уставных фондах 634 акционерных обществ 22 министерств и ведомств.

В 355 открытых акционерных обществах доля государства составляет свыше 75%, в 80 - от 50% до 75%, в 122 - от 25% до 50%, в 77 акционерных обществах - до 25%.

В результате ликвидации или реорганизации обществ, передачи акций в коммунальную собственность или продажи пакетов акций в полном объеме доля Республики Беларусь в уставных фондах 270 акционерных обществ отсутствует.

Также доля Республики Беларусь имеется в 11 закрытых акционерных обществах, двух обществах с ограниченной ответственностью и четырех открытых акционерных обществах, созданных не в процессе приватизации.

Проведенная в прошедшем году работа по совершенствованию правовой базы по управлению принадлежащими государству акциями акционерных обществ и принятые органами владельческого надзора меры по повышению эффективности деятельности обществ обеспечили рост поступлений в республиканский бюджет дивидендов на акции (доли), принадлежащие Республике Беларусь. За 2005 год сумма поступивших в бюджет дивидендов составила 21,2 млрд. рублей, что в два раза больше, чем в 2004 году.

В 2005 году проведена льготная продажа принадлежащих Республике Беларусь акций работникам и приравненным к ним лицам в 44 акционерных обществах. В течение года реализована работникам предприятий и приравненным к ним лицам за денежные средства и именные приватизационные чеки “Имущество” 507361 акция. В республиканский бюджет перечислены денежные средства в размере 150 млн. руб.

На сегодняшний день законодательная база Республики Беларусь содержит значительный нормативный массив акционерного законодательства. Сюда входят документы, принятые Президентом и Правительством Республики Беларусь, а также ведомственные акты.

Развитие законодательства получило мощный импульс, связанный с принятием Закона Республики Беларусь от 10.01.2006 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью».

Закон является новой редакцией Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 г. «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью». Новой редакции указанного Закона присвоено название по аналогии с названием § 2 главы 4 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Необходимость подготовки и принятия Закона была обусловлена:

- во-первых, большинство коммерческих организаций в Республике Беларусь созданы и осуществляют свою деятельность в одной из форм хозяйственных обществ. Закон закрепил правовые условия их деятельности;

- во-вторых, большинство статей Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 г. «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью» требовало внесение изменений и (или) дополнений ввиду их несоответствия вступившему в силу с 01.07.1999 г. Гражданского кодекса Республики Беларусь, Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденному Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 г. № 11 (в редакции Декрета Республики Беларусь от 17.12.2002 г. № 29), и ряду иных законодательных актов.

Похожие публикации:

Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...

Административно-правовое регулирование реализации права на свободу проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...

Географические, климатические, экономические и социальные условия муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...

Разрешение жилищных споров

Разрешение жилищных споров

В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mitway.ru