Материалы по праву » Административно-правовое регулирование реализации прав, свобод и обязанностей граждан » Административно-правовое регулирование реализации права на свободу проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций

Административно-правовое регулирование реализации права на свободу проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций

Страница 1

Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ).

В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № 19-ФЗ от 10.01.2003 года «О выборах Президента Российской Федерации» - ст.49; №175-ФЗ от 20.12.2002 года «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания российское Федерации»- ст.63; № 67-ФЗ от 12.06.2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумах граждан Российской Федерации» - ст.48; законом РФ «О политических партиях»- ст.26, №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Основными условиями проведения митингов, шествий и пикетирования, как видно из содержания конституционной нормы, является их мирный характер и отсутствие у кого-либо из их участников оружия, о чём имеются соответствующие указания в вышеприведённых законодательных актах. При этом в законе РФ № 114 - ФЗ от 25.07.2002 года «О противодействии экстремисткой деятельности» содержится прямой запрет на ношение любого вида оружия- холодного или огнестрельного, кроме местностей, где ношение холодного оружия является принадлежностью национального костюма, а также на предметы, специально изготовленные или приспособленные для причинения вреда здоровью граждан или материального ущерба физическим или юридическим лицам. В этом же законе обращено внимание на то обстоятельство, что для «проведения массовых акций не допускается привлечение в них экстремистских организаций, использование их атрибутики или символики, а также распространение экстремистских материалов» (ст. 16).

Для защиты конституционного права граждан на проведение массовых акций от произвола органов власти разного уровня должностных лиц предусмотрена как уголовная, так и административная ответственность.

Так, ст. 149 УК РФ «Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них» предусмотрена уголовная ответственность должностных лиц, совершивших это деяние, а также принудивших граждан к участию в этих массовых акциях, с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или угрозой его применения, и влечет наказание в виде штрафа до трехсот тысяч рублей, или лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или без такового (введена в действие 08.12.2003 года).

Ст.5.38 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрена административная ответственность граждан и должностных лиц за «воспрепятствование организации или проведению . митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствие с законодательством РФ, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них» и влечет наказание в виде предупреждения или административного штрафа для граждан в размере до одного минимального размера оплаты труда (т.е. 100 рублей), а для должностных лиц от одного до трёх минимальных размеров платы труда.

Необходимо отметить, что со дня введения в действие нормы УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за незаконное воспрепятствование проведению митингов и манифестация случаев её применения в судебно-следственной практике не отмечено, а что касается административное ответственности за подобные действия, то зарегистрированы лишь единичные случаи её применения. При этом законодателем не дано четкого определения того, когда по существу за аналогичные действия, направленные на воспрепятствование реализации гражданами своего законного права на участие в митингах или демонстрациях или за принуждение к участию в них наступает уголовная или административная ответственность, что дает повод для правоохранительных органов и судов к вольному толкованию этих норм закона в своей деятельности.

Запрет на проведение митингов, шествий и пикетирование предусмотрен законодательством РФ в период введения в стране чрезвычайного положения (ст. И закона РФ № 3-ФКЗ от 30.05.2001 года «О чрезвычайном положении»), в случае приостановления деятельности общественного объединения или политической партии (ст.43 закона РФ № 82-ФЗ от 19.05.1995 года «Об общественных объединениях», ст.40 закона РФ «О политических партиях», ст. 10 закона РФ № 114 - ФЗ от 25,07.2002 года «О противодействии экстремисткой деятельности»).

За нарушение установленного порядка организации или проведения массовых мероприятий (митингов, шествий и пикетирование) предусмотрена административная ответственность в виде штрафа для организаторов этих акций в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда и для участников от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда (ст.20.2 КоАП РФ). В соответствие с гл.28,29 КоАП РФ дела об этих административных правонарушениях возбуждаются органами милиции или прокуратуры, а рассматриваются районными судами в пятнадцатидневный срок. В случае, если действия участников массовых акций выражаются в незаконном оказании сопротивления представителям власти, насилию над ними или иными гражданами,, либо выливаются в массовые беспорядки, то действия этих лиц влекут ответственность по соответствующим статьям УК РФ.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...

Административно-правовое регулирование реализации права на свободу проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...

Географические, климатические, экономические и социальные условия муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...

Разрешение жилищных споров

Разрешение жилищных споров

В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mitway.ru