Материалы по праву » Преступления на воздушном транспорте » Нарушение правил безопасного движения и эксплуатации, воздушного транспорта

Нарушение правил безопасного движения и эксплуатации, воздушного транспорта

Страница 1

Основным объектом данного преступления является безопасность движения и эксплуатации, воздушного или водного транспорта. Дополнительный объект — здоровье и жизнь человека.

К воздушному транспорту относятся самолеты, вертолеты, планеры и другие летательные аппараты, принадлежащие гражданскому воздушному флоту, различным организациям и отдельным гражданам.

С объективной стороны рассматриваемое преступление состоит в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, наступлении указанных в законе последствий и причинной связи между фактом нарушения указанных правил и наступившими вредными последствиями.

Нарушение указанных правил может быть совершено как путем действия (например, превышение скорости движения превышающее ограничение указанное в руководстве по летной эксплуатации, установка оборудования не предусмотренного технической документацией данного типа воздушного судна), так и бездействия (например, несвоевременная подача предупреждающего сигнала, неповиновению требованиям органам управления воздушного движения). Состав преступления материальный.

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 263 УК РФ, предполагает наступление последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека.

Для признания преступления оконченным необходимо реальное наступление указанных последствий.

Ст. 263 УК РФ — норма бланкетная. Основными нормативными актами, регулирующими безопасность движения воздушного транспорта, является Воздушный кодекс РФ, принятый 19 февраля 1997 г. (далее — ВК РФ).

С субъективной стороны преступление характеризуется неосторожной виной: лицо предвидит возможность причинения вредных последствий в виде тяжкого вреда здоровью, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (преступное легкомыслие), либо не предвидит эти последствия, хотя должно было и могло их предвидеть (преступная небрежность).

Субъектом преступления (субъект специальный) может быть только работник воздушного транспорта, на которого непосредственно возложена обязанность по соблюдению правил безопасности движения и эксплуатации этого транспорта. Это, прежде всего лица, непосредственно управляющие транспортным средством, то есть пилоты, а также иные лица, отвечающие за соблюдение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта: диспетчеры, и механики.

Часть 2 ст. 263 УК РФ предусматривает ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, а ч. 3 -смерть двух или более лиц.

Основные нормы, содержащие правила по использованию воздушного пространства на территории Российской Федерации содержаться в Постановлении Правительства Российской Федерации "об утверждении Федеральных Правил Использования воздушного пространства Российской Федерации". Нарушение именно этих норм способно повлечь за собой уголовную ответственность, такие же последствия способны породить нарушения правил указанных в технической документации к каждому конкретному типу воздушного судна. В качестве примера рассмотрим руководство по летной эксплуатации Ту-204. Прежде всего, этот документ содержит набор инструкций по выполнению полета и действий экипажа в аварийных ситуациях, очевидно, что невыполнение этих правил способно привести к аварии или катастрофе. Исходя из этого, поставим вопрос: можно ли рассматривать нарушение правил РЛЭ как правонарушения содержащего составы преступлений? Обратимся к статье 263 УК, а она предусматривает уголовную ответственность за нарушения правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (в том числе и воздушного), следовательно, и нарушение РЛЭ способно повлечь уголовную ответственность. С другой стороны указывается, что в соответствии со статьей 2 Воздушного Кодекса, воздушное законодательство на территории Российской Федерации относится исключительно к сфере деятельности федеральных органов власти, в связи с этим возникает другой вопрос: как юридические лица, разрабатывающие РЛЭ создают правовую норму сами, на это не уполномоченные? Отметим что вся техническая документация по каждому, отдельно взятому, типу воздушного судна должна получить сертификат соответствия летной годности в Авиационном Сертификационным Центре Государственного Научного Исследовательского Института Гражданской Авиации, и получение сертификата дает этим правилам уже обязательную силу, в силу делегирования этих полномочий федеральными органами государственной власти. Более того, техническая документация может быть выполнена не только на русском языке, всё семейство пассажирских и грузовых самолетов фирмы "Boeing" в руководстве о летной эксплуатации содержит правило согласно которому, переговоры между экипажем связанные с управлением воздушным судном должны вестись исключительно на английском языке, в том числе вся техническая документация выполнена на английском языке и применяется в таком виде по всему миру. Подводя итог, можно прийти в выводу что правила безопасности движения воздушного транспорта формируются не на исключительной деятельности органов государственной власти (как например Правила и фразеология радиообмена при выполнении полётов и управлении воздушным движением) но так же и организациями занимающимися производством и обслуживанием воздушных судов, формирующие правила должного поведения экипажа в различных ситуациях. В свою очередь это указывает на специфику субъектного состава этого преступления, а именно, рассматриваемые деяния совершаются экипажем воздушного судна.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...

Административно-правовое регулирование реализации права на свободу проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...

Географические, климатические, экономические и социальные условия муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...

Разрешение жилищных споров

Разрешение жилищных споров

В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mitway.ru