Материалы по праву » Общие начала назначения наказания » Понятие и принципы общего начала назначения наказания

Понятие и принципы общего начала назначения наказания

Страница 1

Гарантиями защиты жизни и здоровья человека являются уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за причинение смерти и вреда здоровью человека. Вместе с тем, при одном и том же последствии, наступившем в результате совершения общественно опасного деяния выразившемся в причинении смерти или вреда здоровью, уголовный закон предусматривает различную ответственность. Это зависит от иных признаков содеянного и, не в последнюю очередь, от формы вины лица, совершившего преступление.

Поскольку наказание является доминирующей мерой уголовной ответственности, а применение иных мер такой ответственности, как правило, сопряжено с назначением наказания, в УК эти положения называются общими началами назначения наказания.

Общие начала назначения наказания - это, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права и Конституции республики Беларусь и установленные в уголовном законе основополагающие требования (нормативные положения), которыми суд обязан руководствоваться при назначении наказания по каждому уголовному делу при определении виновному конкретной меры наказания. Общие начала указывают, что должен учитывать суд при назначении наказания и определяют объективно и субъективно пределы судебного усмотрения.

Общие начала назначения наказания закреплены в ст.62 УК Республики Беларусь и заключается в том, что суд:

Учитывает положения Общей части УК;

назначение наказание уголовное преступление

Руководствуется пределами, установленными статьей Особенной части УК, предусматривающей ответственность за совершенное преступление;

Руководствуется пределами, установленными в соответствующих статьях Общей части УК (ст. ст.49, 50 и 51) при назначении наказания в виде общественных работ, штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

Исходит из принципа индивидуализации наказания;

Обязан мотивировать избранную меру наказания в приговоре;

Наказание в лишения свободы может назначить лишь при условии, что цели уголовной ответственности не могут быть достигнуты применением более мягкого наказания, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части УК [4, с.409]. Это касается прежде всего тех случаев, когда наказание в виде лишения свободы предусмотрено в санкции соответствующей статьи УК в альтернативе с другими, более мягкими наказаниями. Избирая лишение свободы, суд должен мотивировать его назначение. На этот счет дана рекомендация Пленумом Верховного Суда, который в упомянутом постановлении от 26 марта 2002 г. Указал, что "если наряду с лишением свободы санкция закона, по которому лицо признается виновным, предусматривает и другие, более мягкие виды наказания, при постановлении приговора необходимо обсуждать вопрос о назначении наказания, не связанного с лишением свободы. Лишение свободы за такие преступления может быть назначено, если суд, исходя из конкретных обстоятельств дела и личности виновного, придет к выводу, что достижение целей уголовной ответственности и, прежде всего, предупреждение новых преступлений со стороны виновного невозможно без изоляции его от общества".

Хотя в статье 62 УК достаточно четко формулируются только два принципа - принцип законности наказания и принцип индивидуализации наказания, в данной норме находят свое отражение и другие важнейшие принципы уголовной ответственности, имеющие непосредственное отношение к общим началам назначения наказания. К таковым следует отнести принципы справедливости и гуманизма, которые, вне сомнения, и должны учитываться судом при назначении наказания.

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...

Административно-правовое регулирование реализации права на свободу проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...

Географические, климатические, экономические и социальные условия муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...

Разрешение жилищных споров

Разрешение жилищных споров

В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mitway.ru