Следовательно, можно сделать вывод о том, что средства массовой информации существуют в обществе как субъект реализации принципа свободы массовой информации и как способ осуществления соответствующего конституционного права человека и гражданина.
Рассмотрим особенности учреждения средств массовой информации в соответствии с Законом № 2124-1. В соответствие со статьей 7 указанного Закона, учредителем СМИ может быть гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган, а также орган местного самоуправления. Не может выступать учредителем:
- гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо душевнобольной, признанный судом недееспособным;
- объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, деятельность которых запрещена по закону;
- гражданин другого государства или лицо без гражданства, не проживающее постоянно в Российской Федерации.
Данные положения в целом отвечают принципу свободы массовой информации, так как отражают общепринятые в международной практике условия ограничения указанного принципа.
Деятельность средств массовой информации возможна только после их регистрации в установленном порядке. Данная процедура осуществляется путем подачи соответствующей заявки либо в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации (в настоящее время – это Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия), либо в территориальное отделение этого органа (в зависимости от масштабов распространения массовой информации данным СМИ). В случае принятия указанным органом решения о регистрации средства массовой информации, СМИ вправе осуществлять свою деятельность. Его учредителю выдается свидетельство установленной формы, а данные о средстве массовой информации включаются в реестр, сведения из которого в дальнейшем также поступают в Государственную информационную систему в области средств массовой информации для обеспечения общего доступа к ним. Право на осуществление учредителем деятельности по изданию СМИ на основе выданного свидетельства сохраняется в течение года со дня его выдачи.
Некоторые средства массовой информации освобождены от необходимости прохождения процедуры регистрации. В силу статьи 12 Закона к таким СМИ относятся:
1) средства массовой информации, учреждаемые органами государственной власти и органами местного самоуправления исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов;
2) периодические печатные издания тиражом менее 1 000 экземпляров;
3) радио- и телепрограммы, распространяемые по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более десяти абонентов;
4) аудио- и видеопрограммы, распространяемые в записи тиражом не более десяти экземпляров.
В ряде случаев учредителю может быть отказано в регистрации. Это возможно, если учредитель не является носителем права на регистрацию СМИ, предоставил ложные сведения, а также в случае существования такого же средства массовой информации или если его регистрация будет являться злоупотреблением свободой массовой информации в смысле части 1 статьи 4 Закона «О СМИ».
Также, при нарушении указанной статьи Закона, деятельность СМИ может быть приостановлена или даже прекращена в судебном порядке. Стоит отметить, что Закон 1991 года содержит достаточно большой перечень ограничений в отношении деятельности СМИ, а также оснований признания недействительными свидетельств об их регистрации. При этом такие ограничения не всегда находятся в рамках принципа свободы массовой информации. Так, в силу пункта 2 статьи 15 Закона, свидетельство о регистрации средства массовой информации может быть признано недействительным в случае, если оно «не выходит в свет (в эфир) более одного года». Не совсем понятно временное ограничение деятельности СМИ с точки зрения указанного принципа.
В соответствие с абзацем 1 статьи 18 Закона № 2124-1, учредитель средства массовой информации заключает договор с редакцией, которая «осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности». Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Она также может выступать в качестве учредителя СМИ, издателя, распространителя и собственника имущества.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.