Материалы по праву » Правовое регулирование договорных отношений по поставкам газа » Газоснабжение как объект гражданско-правового регулирования

Газоснабжение как объект гражданско-правового регулирования

Страница 5

История разработки и принятия Закона «О газоснабжении» свидетельствует о том, что он носит ярко выраженный политический характер и направлен, в первую очередь, на защиту тех принципов и подходов к функционированию и регулированию газовой отрасли, которых придерживалось действовавшее в тот период времени руководство ОАО «Газпром».

Закон «О газоснабжении» является единственным действующим в настоящее время законодательным актом, регулирующим комплекс отношений в области газоснабжения и его следует считать основой специальной нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере газовой отрасли (первичным законодательным актом).

Государство может регулировать либо только транспортные тарифы, либо только цены на газ (и транспортные тарифы для независимых производителей газа), но не то и другое вместе.

В настоящее время по ряду положений данный закон оказывает сдерживающее действие по развитию рынка газа. Интересно, что в 2001г. специальная комиссия, созданная по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина при Администрации Президента Российской Федерации и проводившая «инвентаризацию» всего действующего российского законодательства, сделала вывод о бессодержательности Закона «О газоснабжении» и предложила его отменить.

Большинство норм Закона «О газоснабжении» не содержат правовых механизмов их практической реализации. Многие используемые в нем понятия не раскрываются, отсутствуют критерии их точного определения. Значительная часть содержащихся норм дублирует положения других законов или ссылается на те из них, которые также не обеспечивают необходимого уровня правовой регламентации. Некоторые нормы содержат положения, внутренне противоречащие друг другу.

Нормы Закона «О газоснабжении», посвященные созданию и развитию «единого рынка газа в Российской Федерации», в действительности не выполняют заявленных целей. Более того, некоторые его положения непосредственно направлены на закрепление монопольной ситуации, сложившейся в отрасли на момент принятия Закона «О газоснабжении», создавая тем самым законодательные препятствия для развития рыночных отношений и повышения эффективности функционирования газовой отрасли.

В соответствии со ст. 21, Правительство Российской Федерации может либо регулировать тарифы на транспортировку газа, либо регулировать цены на газ для конечных потребителей и тарифы на транспортировку газа для независимых организаций.

Для того чтобы устранить законодательные препятствия реальному развитию рыночных отношений в сфере газовой отрасли и сформировать соответствующие правовые условия, обеспечивающие реализацию целей рыночных преобразований в газовой отрасли, которые направлены на повышение эффективности ее функционирования, потребуется внесение кардинальных изменений в Закон «О газоснабжении» или принятие его нового варианта.

Среди всего массива специальной нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере газовой отрасли, основным (первичным) законодательным актом является Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». В силу того, что данный закон - это единственный первичный законодательный акт, регулирующий отношения именно в газовой отрасли, его рассмотрение требует подробного анализа, и поэтому он помещен в специальном разделе.

Закон «О газоснабжении» следует рассматривать, как политический документ, отражающий корпоративные интересы бывшего руководства ОАО «Газпром», и являющийся результатом противостояния между либерально-реформаторскими силами Правительства Российской Федерации, действовавшими в течение 1997-98 гг., и руководством ОАО «Газпром», которое опиралось на своих сторонников в Правительстве Российской Федерации и Государственной Думе.

Закон «О газоснабжении» состоит из 10 глав и 35 статей. Глава I, озаглавленная «Общие положения», состоит из 3 статей.

В соответствии со ст. 1, Закон «О газоснабжении» определяет правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации и направлен на обеспечение удовлетворения потребностей государства в стратегическом виде энергетических ресурсов. Положения Закона «О газоснабжении» основываются на положениях Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми вопросы, касающиеся федеральных энергетических систем, правовых основ единого рынка, основ ценовой политики, безопасности Российской Федерации, относятся к предметам ведения Российской Федерации. Тем самым, на законодательном уровне установлено, что природный газ является стратегическим видом энергоресурсов, а также, что системы газоснабжения являются федеральными энергетическими системами, регулирование которых относится к предметам ведения Российской Федерации, а их использование и правовой статус должны устанавливаться нормами федерального законодательства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие публикации:

Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...

Административно-правовое регулирование реализации права на свободу проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...

Географические, климатические, экономические и социальные условия муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...

Разрешение жилищных споров

Разрешение жилищных споров

В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.mitway.ru