Материалы по праву » Вклад российских и белорусских историков в развитие архивоведческой науки в первой половине ХХ в. на примере деятельности В.И. Пичеты и Д.И. Довгялло » Вклад В.И. Пичеты в развитие источниковедения и архивного дела на Беларуси

Вклад В.И. Пичеты в развитие источниковедения и архивного дела на Беларуси

Страница 3

В своем докладе Владимир Иванович отметил, что идея централизации архивов возникла уже давно, но из-за ряда препятствий не могла быть осуществлена.

Далее Пичета сказал: "Октябрьская революция для целого ряда архивов имела катастрофическое значение. Так, во Владимире, на третий день революции, был сожжен дворянский архив; такие картины наблюдались и в других местах. Спасение архивов было необходимо. Это производилось по личной инициативе отдельных лиц, но, разумеется, личная инициатива, не поддержанная авторитетом власти, не могла иметь значения. Декрет 1 июня 1918 г. был первым шагом к организации архивного дела на новых началах. Декрет, явившись шагом к осуществлению централизации архивного дела, создал Главное управление архивным делом, на которое было возложено осуществление всей проектированной реформы" [6, с. 22].

Главархив делился на два отдела: научно-теоретический и общий. Следует отметить, что научно-теоретический отдел во главе с В.И. Пичетой был основным, главным отделом. Он делился на два подотдела – научно-теоретический и издательский.

В то время наиболее острыми проблемами стали подготовка кадров квалифицированных архивистов и создание своего печатного органа. В связи с этим Владимир Иванович в своем докладе подчеркнул: "Создание архивно-археографического института и краткосрочных курсов при нем является неотложным делом, которым в настоящее время занят научно-теоретический отдел. Создание журнала для разработки научно-архивных вопросов, оживление издательской деятельности Главархива совместно с губархивами будет способствовать подготовке живой силы по укреплению связи центра с массами" [6, с. 21].

В.И. Пичета был одним из первых читателей и рецензентов многих изданий по архивному делу. Об этом свидетельствуют его рецензии, вышедшие в свет в 1916 и 1920 годах [6, с. 21]. То, что они были опубликованы только в 1923 г. объясняется первой мировой и гражданской войнами, а также отсутствием специального архивного журнала.

Остановимся на не менее важном вопросе участия В.И. Пичеты в комиссии по реализации Рижского мирного договора. В 1920 году он был приглашен в качестве эксперта на Рижскую конференцию по заключению мира с Польшей и в 1922-1924 годах – в комиссию по реализации Рижского мирного договора. В одной из своих автобиографий В.И. Пичета отмечал: "Осенью 1920 г. принимал участие в переговорах с Литвой и Польшей по реализации Московского и Рижского договора и сумел научными доказательствами обосновать невыдачу "Литовской Метрики", из-за которой шла борьба" [5, с. 92].

Вопрос о реэвакуации архивных документов и других культурно-исторических ценностей, возникший в связи с заключением Рижского мирного договора (1921) имел свою предысторию. Он явился следствием общеполитической ситуации, в которой оказалась революционная Россия после падения самодержавия.

С марта по ноябрь 1917 г. события развивались очень быстро. Правящие круги Польши предъявляют свои требования к Советской России на возвращение "памятников, принадлежавших польской нации" [9, с. 164]. Советское правительство в условиях продолжающейся войны с Германией принимает решение удовлетворить требования польской стороны и 24 января 1918 г. В.И. Ленин подписывает декрет о "реституции культурного достояния" Польши. "Предметы старины и искусства, библиотеки, архивы, картины и вообще музейные предметы – записано в декрете, – где бы они не находились, принимаются, как национальная собственность польского народа, под охрану власти Рабочего и Крестьянского правительства в лице Комиссариата по польским делам и Общества охранения древностей до поры передачи польским народным музеям" [9, с. 164]. В декрете речь шла о культурном достоянии, вывезенном с территории Польши. Как реализовался этот законодательный акт неизвестно; скорее всего, в то время он так и остался на бумаге, поскольку отношения между двумя странами продолжали ухудшаться, и Польша готовилась к войне. Однако юридическая основа была заложена.

Возвращение к этой проблеме было связано с подготовкой и подписанием Рижского мирного договора в 1921 г. между РСФСР и УССР, с одной стороны и Польшей, с другой стороны. Подготовка текста договора в двух созданных комиссиях шла трудно и только через пять месяцев после начала их работы состоялось подписание Рижского договора 21 марта 1921 г. Рассмотрим историю этих переговоров, касающихся архивных материалов. Польша, пользуясь сложнейшей обстановкой, которая сложилась в революционной России, ни на йоту не отказалась от своих прежних требований, и более того в ходе переговоров ожесточала свои условия. Приехавшая в Москву польская делегация требовала возвратить все научные и культурные ценности, вывезенные с территории страны с 1 января 1772 г., т.е. со времени первого раздела польской территории. И Наркомат по иностранным делам (Бродский) был склонен удовлетворить польские аппетиты. Постоянными оппонентами сотрудников Наркомата были специалисты Главного управления архивным делом В.Н. Стороженко, В.И. Пичета, В.В. Максаков, М.К. Любавский. Первые трое составляли так называемую особую комиссию по выработке соглашения [9, с. 164], М.К. Любавский привлекался наркомом Чичериным на правах эксперта и лучшего знатока российско-польских отношений. Первое совещание коллегии Главархива, на котором были заслушаны положения польского проекта, состоялось 7 января 1921 г. Весь январь ушел на выработку рекомендаций, которые, однако, показались не достаточными и замещавший Д.Б. Рязанова В.Н. Стороженко в начале февраля запросил мнение М.К. Любавского по поводу польского проекта. В дополнении Любавский выразил мнение определенного круга профессионалов: "Архивы и дела русских учреждений, начатые на территории нынешней Польской республики, по особым соглашениям могут быть переданы польскому правительству в тех случаях, когда они касаются исключительно этой территории, не имеют политического значения и легко могут быть отделены от делопроизводств русских учреждений, Русскому правительству могут быть переданы в собственность архивы и дела, начатые в Польше и касающиеся исключительно положения русских людей в крае. Все вообще вопросы, связанные с этой передачей, рассматриваются в согласительных комиссиях при участии экспертов-специалистов" [9, с. 164]. Специалисты собирались еще не раз. После одного из совещаний, которое проводил 5 марта 1921 г. руководитель экономико-правового отдела НИД Бродский, т.е. за 16 дней до подписания Рижского договора, В.И. Пичета написал, что "вынес иное впечатление (о совещании) и увидел в тов. Бродском одностороннего защитника польских интересов" [9, с. 164]. Рядом замечаний на польский проект реституции В.И. Пичета пытался найти золотую середину. В первом параграфе он предложил вставить слова – "в ее нынешних границах"; в следующем абзаце, что и польское правительство обязуется со своей стороны "возвратить России и Украине таковые же предметы, вывезенные с 1 января 1772 г." и что, конечно, "немыслимо передавать польскому правительству архивы, дела и документы, возникшие с 1 января 1772 г. на территории нынешней России, хотя бы они касались территории Польской республики в ее нынешних пределах" [9, с. 164].

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие публикации:

Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...

Административно-правовое регулирование реализации права на свободу проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...

Географические, климатические, экономические и социальные условия муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...

Разрешение жилищных споров

Разрешение жилищных споров

В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mitway.ru