Материалы по праву » Народные собрания в политической системе Древней Руси » Личный состав веча

Личный состав веча

Страница 1

Участие в вечевых собраниях понималось в Древней России как право, право это принадлежало всем свободным. Принимающие участие на вече обыкновенно обозначаются в источниках самыми общими терминами: это «людіе» без всяких ограничений. На тех же людей в широком смысле указывает обозначение участников по имени города: Новогородцы, Владимирцы, Рязанцы, Киевляне и пр., что значит то же, что «люди въ Кіевъ» или «люди Ростовскіе». Кроме этих общих терминов, указывающих на участие всех свободных, встречаются в летописях и прямые указания на участие отдельных слоев населения, начиная с высших и до последних. Так, в Новгороде участвовали не только «лучшіе люди», но и «меньшіе, черные, смерды, даже – худые мужики». Во Владимире на Клязьме кроме бояр упоминаются еще и купцы, но несколько дальше эти два специальных термина оказались тесными, а потому вместо купцов здесь поставлено «и всъ люди», т.е. не одни только купцы, но все люди какого бы занятия и достоинства они не были. Подобные же известия есть от Галича, Суздаля и Смоленска, где низшее и высшее сословие распадаются на два враждебных лагеря [5, с. 41]. Что касается людей, находящихся в частной зависимости по найму (закупы), то источники не дают по отношению к ним прямых указаний. Заключение надо выводить из общего положения закупов. Древний обычай стремился к ограничению прав закупов, а потому трудно допустить участие их на вечевых собраниях.

Каждый, имеющий право, участвует непосредственно, а не через представителя. На начала представительства памятники не содержат никаких указаний [6, с. 42]. Вечевая деятельность не ограничивается только главными городами волости, но она распространяется и на жителей пригородов. Вечевая жизнь последних проявляется двояким путем: они не участвуют непосредственно в вечевых собраниях главных городов или составляют свои особые собрания в пределах пригорода. Указания на участие пригородов в вечевых собраниях главных городов дошли до нас от Пскова, Ладоги, Владимира, Переяславля Суздальского и Изборска [5, с. 42]. Общинно-вечевой строй, требовавший политического согласия всех форма власти и «одиночества» самого веча, в той или иной форме определял жизнь всей Древней Руси. Тезис о повсеместности веча как органа народовластия, задававшего тон социально-политической системе «до монгольской» Руси, получил всестороннюю аргументацию в трудах В.И. Сергеевича, Н.И. Костомарова, А.М. Дьяконова. А.Д. Градовский подчеркивал, что право вечевых собраний было одинаковым для всех русских городов.

Жители главных городов и жители пригородов имели право участвовать в вечевой жизни волости [2, с. 42–43]. Невозможность для жителей пригородов принимать постоянное участие в вечевой жизни главных городов вызвала к жизни народные собрания в пригородах. Отношение пригородных вечей к вечу главного города определялось правилом: «на что же старейшие (города) сдумаютъ, на томь же и пригороди стануть». Главною формою выражения соотношения сил пригородов и главного города и были вечевые собрания [3, с. 135]. Киевский князь Изяслав был призван не одними киевлянами, но и жителями пригородов, Белграда и Василя. В признании Андрея и Ростиславичей с главными городами участвуют также и пригороды. То же наблюдаем в Полоцкой волости, Новгородской и Псковской. Под 1132 годом летописец, описав отъезд Всеволода Мстиславича из Новгорода на стол в Переяславль Южный и возвращение его в Новгород, после изгнания из Переяславля дядей Юрием, продолжает: «И бысть въстань велика в людех. И придоша пльсковици и ладожане Новугороду и выгониша князя Всеволода из города. И пакы съдумавше вспятиша и; а Мирославу даше посадьницяти в Пльскове, а Рагуилови в городе». Непостоянство князя возбудило против него неудовольствие не в одних новгородцах, но и в псковичах и ладожанах. Они приехали в Новгород, подкрепили партию, которая была против Всеволода, и прогнали его. А потом передумали и вернули князя, конечно, вместе с новгородцами, которые были того же мнения. Пригороды участвовали и в избрании посадников [6, с. 42–43]. В 1136 г. В Новгороде произошел политический переворот. Князя Всеволода Мстиславича вместе с женой, детьми и тещей взяли под стражу на епископском дворе. Ему предъявили ряд обвинений: «не блюдет смердов», в 1134 г. Втянул Новгород в общерусский конфликт, сам же во время битвы новгородцев с суздальцами при Ждане-горе первым бежал с поля боя; припомнили ему и то, как он собрался сменить Новгород на Переяславль, уавствуя в межусобице 1135 г. Изгнав Всеволода, новгородцы пригласили к себе княжить Святослава Ольговича, но затем прогнали и его, призвав княжить Ростислава, сына Юрия Долгорукова. С этого времени Новгород стал сам приглашать к себе князей, которые должны были принимать условия, диктуемые вечем [1, с. 23].

Страницы: 1 2

Похожие публикации:

Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...

Административно-правовое регулирование реализации права на свободу проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...

Географические, климатические, экономические и социальные условия муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...

Разрешение жилищных споров

Разрешение жилищных споров

В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.mitway.ru