Материалы по праву » Народные собрания в политической системе Древней Руси » Порядок совещаний, решение дел и предметы ведомств

Порядок совещаний, решение дел и предметы ведомств

Страница 2

Таким образом, более подробная форма именно обращает внимание на участие всех людей, как всех старейших, так и всех меньших. Краткая форма не может быть толкуема в другом смысле по отсутствию на то каких бы то ни было указаний. Того же рода форму решений находим и в летописных свидетельствах. В 1391 г. Новгородцы по просьбе митрополита отвечали отказом. Летопись передает, что новгородцы отвечают едиными устами: мы целовали крест с одного и грамоты написали и печати к ним приложили в том чтобы зваться на суд к митрополиту. Единение всех было любимейшей формой вечевых порядков. Но необходимость такого единения не шла так далеко, чтобы вече вовсе не сознавало за собой права постановить обязательное для всех решение, едва был хоть один несогласный. Под единым должно разуметь не столько буквально соглашение такого решительного большинства, которое было достаточно сильно, чтобы привести свое решение в исполнение без активного противодействия со стороны меньшинства. Число несогласных должно быть сравнительно ничтожное, такое меньшинство подавляется действительной силой большинства и умолкает [5, с. 56]. Таким образом, вече сознавало за собой право издавать обязательные для всех постановления, но для этого было необходимо такое громадное большинство, образование которого могло состояться далеко не по всякому делу. Необходимость такого большинства заключала в себе возможность междоусобной войны: при нерешительном разделении голосов, стороны стояли друг против друга без всяких средств к мирному разрешению вопроса. Если обе продолжали настаивать на своих отдельных мнениях, не было иного исхода, кроме вооруженной борьбы.

Таким образом, как необходимость соглашения почти всех, так и возможность войны, в случае разделения – две стороны одного и того же явления, взаимно уславливающиеся и объясняющие одна другую. При неограниченной свободе отдельной личности и при слабости исполнительной власти, которые составляют характеристические особенности рассматриваемой эпохи, не было иного исхода, как соглашение всех, как война всех. Если соглашение последовало, волость находилась в состоянии мира, если нет – в состоянии «размирья» [5, с. 57]. Следует еще добавить, что даже и единогласные постановления вечевых собраний не отличались надлежащею прочностью и могли перерешаться под разными влияниями. Постановление Белгородского веча в 997 г. Было отменено по предложению старца, не присутствовавшего на вече. Строй древних нарядных собраний во многих отношениях представлял большие несовершенства [3, с. 127]. В сферу компетенций вечевых собраний мог входить самый широкий спектр вопросов: от сбора средств для городского ополчения и найма военных отрядов до изгнания или избрания князя. Неясно лишь, всегда ли вече занималось подобными проблемами либо источники зафиксировали исключительные случаи, связанные, как правило, с серьезными социальными кризисами и катаклизмами [1, с. 101]. Предметы ведомств вечевых собраний не могут быть вполне точно обозначены. По идее, любой вопрос может стать предметом рассмотрения на вече, так как полномочия народного собрания ничем не были ограниченны. Но практика вечевой деятельности показывает, что такое сложное учреждение не могло функционировать повседневно, по текущим вопросам государственной жизни. Только наиболее важные вопросы восходили на обсуждение и решение народного собрания [3, с. 128].

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...

Административно-правовое регулирование реализации права на свободу проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...

Географические, климатические, экономические и социальные условия муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...

Разрешение жилищных споров

Разрешение жилищных споров

В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mitway.ru