В предыдущей главе были разобраны различные типы понимания и вывели понятие административного процесса. Теперь, когда у нас находится в распоряжении определение данного понятия, то можно его более детально рассмотреть и проанализировать.
Административный процесс теснейшим образом взаимосвязан с управленческим процессом. Управленческий процесс является важнейшим элементом механизма управления. Благодаря ему обеспечивается динамичное функционирование системы управления. Система проявляет себя именно в управленческом процессе как разновидности процессов общественной деятельности.
Управленческий процесс, как и административный процесс, содержит процессуальные нормы. Однако назначение и функциональные характеристики этих норм различны: в одном случае процессуальные нормы устанавливают порядок совершения конкретных управленческих действий (например, принятия акта управления), в другом – обеспечивают процедуру рассмотрения административного спора в административном суде. В связи с этим едва ли можно согласиться с точкой зрения А.А. Демина, считающего, что административный процесс соотносится с административной юстицией как форма и содержание (процесс – форма, юстиция – содержание). Административно-процессуальная форма используется при разрешении административных споров по искам (жалобам) граждан, однако ее содержание совершенно иное; оно мало чем связано с содержанием реального управленческого процесса (управленческих процедур), т.е. административное судопроизводство имеет свои цели, задачи, принципы, определенные стадии процесса, специальный процессуальный статус участников и особый характер процессуальных действий, а также режим их совершения.
Специфика административного процесса заключается в том, что в отличие от уголовного или гражданского процесса, где процедура устанавливается исключительно применительно к разрешению спорной ситуации в рамках судопроизводства, административный процесс имеет в своей основе позитивные процедуры, осуществляющиеся в рамках полномочий субъектов государственного управления, то есть во внесудебном порядке.
Подобно тому, как существует группа судебных процессов, группа конституционных процессов, складывается и активно развивается группа административных процессов. Обладая всеми признаками юридических процессов, административные процессы в то же время имеют ряд особенностей. На основе вышеизложенного можно определить следующие особенности административного процесса:
Это совокупность, система последовательно совершаемых субъектами публичного права действий;
Порядок совершения юридически значимых действий регулируется процессуальными нормами административного права;
Состоит из стадий, на каждой из которых участниками процесса совершаются определенные юридические действия. Каждая стадия направлена на достижение определенного результата;
Конечной целью и результатом является реализация субъектами правоотношений прав и обязанностей на основе соответствующих материальных прав.
Согласно В.В. Волковой, правоприменительный административный процесс направлен на разрешение конкретных жизненных ситуаций, в том числе юридических конфликтов в сфере исполнительной власти. Он включает в себя следующие виды деятельности:
Властно-организующая деятельность органов государственной власти, в том числе органов исполнительной власти и должностных лиц;
Деятельность физических и юридических лиц по реализации своих прав и законных интересов, а также по исполнению возложенных на них обязанностей.
Важной особенностью процессов является стадийность: они состоят из ряда стадий. Стадии следуют одна за другой и предыдущая подготавливает последующую. Как правило, новая стадия может начаться лишь тогда, когда официально окончена ранее начатая. Анализ административных процессов позволяет сделать вывод, что в них имеются как минимум три стадии: анализ ситуации, подготовка и принятие административного акта, исполнение правового акта.
Вместе с тем административный процесс имеет место при осуществлении судами функций административной юстиции, то есть контроля за законностью действий органов публичной власти в отношении граждан и их организаций.
Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов в совместном учебном пособии, выделяя также и другие особенности административного процесса, обращают внимание на то, что результатом административного процесса является административный акт; возможность устного и письменного ведения дела; допустимость заочного рассмотрения дела; недостаточное использование принципа состязательности.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.