Закон принимается в особом порядке, с соблюдением особой законодательной процедуры, которая называется законодательный процесс.
Следует отметить еще одну важнейшую характеристику законов как высших нормативно правовых актов – их легитимность, т.е. признание обществом их необходимости, полезности, важности. Об этом говорили еще в Древнем Риме: «Законы немощны, когда не получают силы от нравов» (Гораций).
Виды законов
С целью эффективного использования возникающего множества законов необходимо однозначное понимание их видов, общих и специфических признаков, соотношения между собой.
По значению и месту в системе законодательства законы можно разделить на:
Конституцию - основной закон гражданского общества и государства, имеющий высшую юридическую силу, принятый народом путем референдума или от его имени парламентом, регламентирующий основы общественной, политической, экономической жизни общества, права и свободы граждан.
Конституции бывают двух видов:
кодифицированные – представляют собой единый писанный основной закон (Конституция Украины, Конституция РФ и др.) Их еще называют моноконституционными актами;
некодифицированные – состоят из группы законов (Великобритания, Швеция, Канада), предметом регулирования которых является особый род общественнызх отношений, отнесенный к конституционному праву, - основы общественного и государственного строя, права и свободы граждан и т.д.
Конституционные законы –
законы, на которые ссылается конституция либо необходимость принятия которых прямо предусмотрена действующей конституцией. Как правило, эти законы конкретизируют отдельные положения конституции либо содержат отсылку к конституции (избирательная система, организация и проведение референдума, организация и деятельность парламента, президента, конституционного суда и т.д.);
законы, которыми вносятся изменения, дополнения в действующую конституцию.
Закон, которым вносятся изменения в конституцию, отличается от закона, принятие которого предусмотрено действующей конституцией тем, что он после утверждения (принятия) приобретает высшую юридическую силу и становится составной частью конституции.
К сожалению, в Конституции Украины четко не указан блок общественных отношений, который регулируется конституционным законом. Из анализа Конституции Украины можно сделать вывод, что конституционным законом следует регулировать принятие Большого Государственного Герба и Государственного Гимна Украины, описание государственных символов (ст.20), внесение изменений в Конституцию (ст.155).
Конституционный закон отличается от иных законов юридической силой, предметом регулирования (особая сфера), порядком принятия (особая процедура).
Обычные законы – регламентируют определенные и ограниченные сферы общественной жизни в соответствии с конституцией. Это значительная по количеству и подвижная группа законов, которые принимаются простым большинством голосов. Обычные законы весьма разнообразны по содержанию.
Обеспечительные (оперативные) законы – нормативно-правовые акты, которыми вводятся в действие отдельные законы, ратифицируются международные договоры и т.д. Их назначение состоит не в издании новых норм, а в оперативном подтверждении, поддержании системы норм, содержащихся в иных отдельных законах и международных договорах, которые регулируют важнейшие отношения и требуют незамедлительного принятия.
Обеспечительные законы не могут существовать вне других законов, т.е. тех, которые ими вводятся в действие, и международных договоров, требующих ратификации.
Виды законов по сроку действия:
постоянные – законы, действующие без ограничения срока;
временные – законы, действующие с ограничением срока;
чрезвычайные (как разновидность временных законов) – принимаются в определенных, предусмотренных конституцией, ситуацией и действуют на период чрезвычайного положения. Их особенность состоит в том, что они прекращают действие других законов. Так, введение военного положения прекращает действие КЗоТ.
Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...
Административно-правовое регулирование реализации права на свободу
проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...
Географические, климатические, экономические и социальные условия
муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...
В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.