Материалы по праву » Становление российской системы права » Государственный строй в период сословно-представительной монархии

Государственный строй в период сословно-представительной монархии

Страница 3

В 20-х гг. XIX в. Государственный совет утратил свою монополию на законотворчество. С 1826 г. эта работа сосредоточилась в Собственной Его Величества канцелярии, специальных комитетах и министерствах. Собственная Его Величества канцелярия стала органом, возглавившим всю систему центральных отраслевых органов государственного управления. Канцелярия состояла из 6 отделений: первые 3 были образованны в1826 г., четвертое – в 1828 г., пятое – в 1836 г., шестое – в 1842 г. Первое отделение контролировало деятельность министров, министерств, готовило законопроекты, ведало назначением и увольнением высших чиновников. Второе отделение осуществляло кодификационные работы, проводило обобщение юридической практики. Третье отделение руководило борьбой с государственными преступлениями. Четвертое отделение занималось благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями. Пятое отделение было специально создано для подготовки проекта реформы по управлению государственными крестьянами. Шестое отделение занималось подготовкой материалов, относящихся к управлению территорией Кавказа.

После создания новых центральных органов управления, с 20-х гг. XVIII в., окончательно определилась роль Сената – он утвердился как высший судебный орган государства. Все департаменты превратились в высшие апелляционные инстанции для судов губерний. Не увенчалась успехом подготовленная Сперанским реформа разделения Сената на Правительствующий и Судебный. Координацию работы сенадепартаментов осуществлял генерал-прокурор Сената, ставший одновременно министром юстиции.

В начале XIX в. число губерний возросло до 50. «Особенное» (поместное и проч.) управление сохранялось на окраинах империи: в Царстве Польском, на Кавказе. Институт генерал-губернаторов был учрежден в Финляндии, Сибири, Прибалтике, Новороссийске и столицах. Генерал-губернаторы управляли несколькими губерниями. Главами местной администрации были губернаторы, подчинявшиеся министру внутренних дел. Наказ губернаторам 1837 г. провозглашал губернатора «хозяином губернии».

Дальнейшая централизация государственного управления потребовала пересмотреть систему отраслевых органов государственного управления. В течение первого десятилетия XIX в. были были проведены либеральные реформы, направленные на приспособление существующего строя к новым буржуазным отношениям, пытающиеся теснее связать центральный аппарат управления с местными органами и учреждениями. В 1802 г. был принят Манифест об учреждении министерств, положивший начало новой форме отраслевых управленческих органов. В отличие от коллегий министерства обладали большей оперативностью в делах управления, в них усиливалась персональная ответственность руководителей и исполнителей, расширялись значения и влияние канцелярий и делопроизводства. В 1802 г. было образовано восемь министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции, народного просвещения. В 1811 г. издано Общее учреждение министерств – документ, подготовленный М.М.Сперанским. На основании этого акта власть министров определялась как высшая исполнительная, непосредственно подчиненная верховной императорской власти. Министры и товарищи министров назначались императором, высшие чиновники министерств – императором по представлению министра, низшие – министром. Аппарат министерств подразделялся на департаменты и канцелярии, возглавляемые директорами. Число министерств и приравненных к ним учреждений возросло: появились Государственное казначейство, Ревизия государственных счетов, Главное управление путей сообщения, Главное управление духовных дел разных вероисповеданий, Министерство полиции. Для решения межведомственных вопросов могли созываться совещания министров, которые получили законодательное оформление в 1812 г. в лице Комитета министров, в который входили министры, председатели департаментов Государственного совета, государственный секретарь, остальные члены назначались императором. С усилением роли Канцелярии значение Комитета министров в делах государственного управления снижалось.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...

Административно-правовое регулирование реализации права на свободу проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...

Географические, климатические, экономические и социальные условия муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...

Разрешение жилищных споров

Разрешение жилищных споров

В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mitway.ru