Материалы по праву » Исторические аспекты происхождения государства » Понятие и элементы форм государства

Понятие и элементы форм государства

Страница 1

Понятие формы государства является одной из важнейших содержательных характеристик государствоведения. Несомненно, также ее методологическое значение. Форма государства, то есть устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах. Во-первых, это определенный порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления. Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определенный порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей. В-третьих, это приемы и методы осуществления государственной власти. Таким образом, форма государства синтезируется из трех основных элементов, а именно: формы государственного правления, формы устройства, формы политического режима [26, с.78].

Функционирование механизма государства связано с его формами. Форма государства - это внешнее выражение его сущности, которое следует рассматривать в единстве трех элементов: формы правления; формы государственного устройства; политического режима.

Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

По форме правления государства делятся на монархии и республики. Монархия (единовластие) - это такая форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках главы государства (короля, шаха, императора). Признаки монархии: власть передается по наследству; осуществляется бессрочно; не зависит от волеизъявления населения [26, с.79].

Различают неограниченные (абсолютные) монархии и ограниченные. Неограниченные монархии - это такие виды монархии, где отсутствуют представительные учреждения народа, носителем суверенитета государства является монарх (Саудовская Аравия и др.). Ограниченные монархии (конституционные монархии, где наряду с монархом, носителями суверенитета выступают высшие государственные органы, которые ограничивают власть одного человека в государстве (Великобритания, Япония). Ограниченные монархии можно подразделить также на следующие виды: сословно-представительная монархия; конституционная монархия; дуалистическая монархия; парламентарная монархия. Сословно-представительная монархия - власть монарха ограничена сословно представительным органом (собранием: духовенства, дворянства, купцов).

Конституционная монархия - власть монарха значительно ограничена представительным органом. Ограничение определяется конституцией.

Парламентская монархия - власть монарха в законодательной, исполнительной и судебной сферах фактически отсутствует, являясь символической.

Дуалистическая монархия - государственная монархия, носящая двойственный характер. Практически и юридически разделена между правительством, формируемым парламентом и монархом [26, с.80].

Республика - это такая форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Признаки республики: выборность власти; ограничение срока полномочий; зависимость от избирателей.

В теории государства существуют различные классификации республик. Так, например - единовластные республики, которые подразделяют на идеократические и неидеократические. Единовластные республики формально похожи на республики, основанные на разделении властей, им всегда присущ антидемократический режим. В идеократической республике отсутствует идеологический и политический плюрализм. Примером может служить СССР, где формально вся власть принадлежала Советам, а фактически - Коммунистической партии.

Неидеократические республики распространены в Африке. В них нет государственной или общеобязательной идеологии, и отсутствует политический плюрализм [26, с.81].

Большинство современных республик основано на разделении властей.

Президентская республика. Президент является главой государства. Правительство несет ответственность перед Президентом, а не перед парламентом. Президент избирается всенародно или выборщиками. Президент имеет право «вето» на законы, принимаемые парламентом. Президент формирует правительство, назначает, перемещает и отстраняет членов правительства. Президент обладает полномочиями парламента и т.д.

Парламентская республика. Верховенство парламента. Формирование правительства на парламентской основе лидером победившей на выборах партии. Ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, а не перед Президентом. Президент (глава государства) избирается парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом. Правительство формируется и возглавляется премьер-министром.

Обладает правом роспуска парламента. Президентские республики (США, Бразилия, Сирия). Парламентские республики (Германия, Италия, Турция).

Смешанные (Франция, Финляндия, Польша). Характерной чертой смешанных республик является двойственная ответственность правительства и перед Президентом, и перед парламентом [26, с.82].

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...

Административно-правовое регулирование реализации права на свободу проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...

Географические, климатические, экономические и социальные условия муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...

Разрешение жилищных споров

Разрешение жилищных споров

В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mitway.ru