Материалы по праву » Институт присяжных заседателей в зарубежных странах. Правовой статус вице-президента США

Институт присяжных заседателей в зарубежных странах. Правовой статус вице-президента США

Страница 7

Первый вице-президент США Дж. Адамс горестно заметил по этому поводу: "Моя страна в мудрости своей создала мне самую незначительную должность по сравнению со всеми теми, которые когда-либо были порождены человеческой изобретательностью и воображением".

Но самое парадоксальное в том, что статус вице-президента и его конституционные полномочия не соответствуют принципу разделения властей - основному принципу американского конституционного права. С точки зрения избрания на президентский пост и возможности его наследования, его следует отнести к исполнительной власти. А с точки зрения постоянных полномочий, а именно председательства в сенате, к законодательной ветви.

Специалисты в сфере американского конституционного права считают, что налицо государственно-правовой парадокс, закрепленный два века назад в Конституции США.

Формально вице-президент возглавляет Сенат США, где имеет лишь право решающего голоса (фактически его главой является председатель Сената pro tempore), по желанию президента имеет ряд других общественных обязанностей, каковые осуществляет лишь от имени и по поручению главы государства. Вице-президент работает под непосредственным руководством Президента, получая от него различные поручения, обычно связанные с председательством в различного рода комиссиях.

В случае кончины, отставки или отрешения президента США становится полноценным президентом США (официально это положение принято только в 1967 году в качестве 25-й поправки к Конституции; фактически и ранее вице-президент в таких случаях провозглашался президентом, хотя положения первоначального текста Конституции двусмысленны и оставляли место для толкования, согласно которому вице-президент становится лишь исполняющим обязанности президента).

До 1967 года в случае отставки или смерти вице-президента либо его вступления в президентскую должность новый вице-президент не назначался, и пост оставался вакантным вплоть до новых выборов. Теперь, согласно той же 25-й поправке, действует положение, согласно которому в случае вакансии на этом посту Конгресс США должен по представлению действующего президента назначить нового вице-президента.

В течение 1973—1974 такое назначение произошло дважды. После отставки вице-президента Спиро Агню Конгресс по представлению Ричарда Никсона утвердил вице-президентом Джеральда Форда. Через восемь месяцев Никсон ушёл в отставку, Форд сам стал президентом, и Конгресс утвердил ему вице-президентом Нельсона Рокфеллера.

Институт вице-президентства неоднократно критиковался за то, что политик, не избираемый как самостоятельная кандидатура и часто малоизвестный, может внезапно стать главой государства и круто поменять политику избранного предшественника. С другой стороны, сохраняется гарантия того, что на протяжении четырёхлетнего срока президентство останется в руках одной и той же партии.

Согласно двадцать пятой поправке к Конституции США (1967), в случае определённой самим президентом или членами исполнительной ветви власти (временной) недееспособности президента исполнять свои полномочия, вице-президент становится на это время исполняющим обязанности президента США. Так, на время колоноскопии Буша, проводившейся под наркозом, вице-президент Чейни дважды брал в свои руки руль управления, в 2002 и 2007 г. В период после террористической атаки 11 сентября 2001 года вице-президент Чейни часто пребывал в секретном месте, что, как утверждалось, было сделано для предотвращения покушения террористов на двух первых лиц государства одновременно.

Несмотря на исторический характер института, нынешний статус вице-президента США разительно отличается от замысла "отцов-основателей". Пост вице-президента появился в результате конъюнктурного политического компромисса, найденного членами конституционного конвента в 1787 году. Отцы американской демократии хотели воспрепятствовать возникновению абсолютизма, понимая при этом, что во главе государства должен стоять не совет, а один человек.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Похожие публикации:

Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...

Административно-правовое регулирование реализации права на свободу проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...

Географические, климатические, экономические и социальные условия муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...

Разрешение жилищных споров

Разрешение жилищных споров

В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mitway.ru