Материалы по праву » Деятельность специалиста на различных стадиях уголовного процесса » Деятельность специалиста в стадии возбуждения уголовного дела

Деятельность специалиста в стадии возбуждения уголовного дела

Страница 2

Итак, как уже упоминалось, «при проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного органа вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов». Следует отметить, что в этой статье имеется обусловленное недостатками законодательной техники логическое противоречие. Поскольку документальные проверки и ревизии могут осуществляться только специалистами, после слов «…привлекать к их участию» перед словом «специалистов» следовало указать «и иных».

В связи с многообразием форм (видов) контроля на практике возникают сложности с определением вида документальной проверки и выбором соответствующего специалиста. Поэтому классификация проверок имеет важное значение и может быть использована не только при решении вопроса о возбуждении уголовного дела, но и в деятельности прокуратуры и других государственных и иных органов, не связанной с выявлением преступлений. В рассматриваемом аспекте документальные и иные проверки могут быть разделены по ряду критериев.

По правовой природе проверки являются:

1) процессуальными, т. е. проводимыми по требованию органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора на основании сообщения о преступлении

2) непроцессуальными (служебными), выполняемыми в рамках административно-хозяйственной деятельности должностными лицами предприятий, учреждений и организаций самостоятельно, т. е. без привлечения следователя.

Важный практический смысл имеет систематизация проверок по признаку вида специальных знаний, используемых для их производства. По этому основанию различают следующие проверки: налоговая, таможенная, экологическая и т.д.

Лицами, осуществляющими проверки, могут быть соответствующие специалисты различных областей деятельности, в том числе штатные и внештатные сотрудники органов внутренних дел (например, специалист-ревизор ОВД по налоговым преступлениям).

Следует помнить, что в ведомственных инструкциях закреплена возможность участия других специалистов в производстве проверок в порядке ст. 144 УПК РФ.

Например, ранее использовались Инструкция о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах, утвержденной Приказом МВД России от 16.03.2004 № 177 и Инструкция о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, утвержденной Приказом МВД России от 02.08.2005 № 636. На сегодняшний день эти инструкции утратили силу на основании Приказа МВД РФ от 08.01.2009 № 12 «О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов МВД России».

Возможность привлечения в необходимых случаях лица, обладающего специальными знаниями и навыками, не заинтересованного в исходе дела, для участия в совершении конкретных действий по осуществлению налогового контроля, в том числе при проведении выездных налоговых проверок, предусматривается и в ч. 1 ст. 96 Налогового Кодекса РФ.

Комплексные ревизии и тематические проверки производятся также специалистами Счетной палаты РФ, сотрудниками таможенных органов, специалистами-сотрудниками Федеральной службы по финансовому мониторингу и др.

Безусловно, учитывая наличие ряда ведомств, специалисты которых могут быть привлечены к проверкам, а также различных, носящих специальный характер оснований проведения проверок, для достижения единообразия контрольной деятельности, осуществляемой в порядке ст. 144 УПК РФ, целесообразно предусмотреть в Кодексе порядок назначения проверок и характер взаимодействия проверяющих лиц с дознавателем, следователем и прокурором.

Страницы: 1 2 

Похожие публикации:

Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...

Административно-правовое регулирование реализации права на свободу проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...

Географические, климатические, экономические и социальные условия муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...

Разрешение жилищных споров

Разрешение жилищных споров

В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.mitway.ru