Материалы по праву » Законы Ману » Правовое положение низших каст

Правовое положение низших каст

Страница 1

К низшим кастам относились торгово-ростовщические касты, землевладельческие касты мелких феодалов и земледельцев, касты безземельных и неполноправных земледельцев, ремесленников и слуг, а также касты неприкасаемых.

Нужно отметить, что изначально торговцы, земледельцы и ремесленники относились к высшей касте и резко противопоставляли себя низшей касте – слуг, но постепенно они теряли свои привилегии и становились ниже первых двух каст. Каста же слуг, напротив, со временем приобретала ряд присущих всем остальным кастам прав и тем повышали свой статус. Можно считать, что к середине I тысячелетия до н.э. две высшие касты уже достаточно отчетливо противостояли двум низшим, что адекватно отражало реальность жизни: сверху жрецы и воины, администраторы и аристократы, снизу - труженики, производители, слуги.

Хотя «законы Ману» и относят варну вайший к дваждырожденным: «Брахманы, кшатрии и вайшии - три варны дваждырожденных, четвертая же - шудры - рожденные один раз, пятой же нет», но касты, возникшие на основе этих варн, все же считаются в Индии низшими.

Правовое положение торгово-ростовщических каст и каст землевладельцев определяется в законах Ману так:

1. Также как и воины они могут изучать Веду, но не могут обучать других, могут давать милостыню, но не могут принимать ее, могут совершать жертвоприношения за себя, но не за других.

2. В отличие от воинов им разрешена деятельность для себя: он может торговать, давать деньги в долг, возделывать землю. «Ради средств существования для кшатрия (предписано) ношение меча и стрелы, для вайшии - торговля, (разведение) животных, земледелие, но (брахманам) - дарение, учение, жертвоприношение».

3. Ремесленники и землевладельцы повинуются брахманам и воинам.

Таким образом, каста землевладельцев, лавочников, торговцев и ростовщиков занимает как бы промежуточное положение между высшей и низшей кастой. С одной стороны эти касты признают превосходство брахманов, но не обязательно выказывают такое отношение к шатрийским кастам. Эти касты, как правило, более строго соблюдают правила, касающиеся пищи, и еще более тщательно стараются избегать ритуального осквернения.

Традиционным занятием этих каст служат торговля и банковское дело, они стремятся держаться подальше от физического труда, но иногда включаются в управление хозяйствами помещиков и деревенских предпринимателей, непосредственно не участвуя в обработке земли.

Чуть ниже стоят касты ремесленников- гончаров, кузнецов, плотников, столяров, ткачей, маслоделов, винокуров, каменщиков, цирюльников, музыкантов, кожевников, мясников, мусорщиков и многих других. Членам этих каст положено заниматься своей наследственной профессией или ремеслом; впрочем, если шудра в состоянии приобрести землю, любой из них может заняться сельским хозяйством.

Различия в правовом положении высших и низших каст проявляются и в уголовном праве древней Индии. Нужно отметить, что нормы уголовного законодательства защищали социальную систему варн. Тот, кто жил согласно с правилами другой варны, немедленно исключался из своей собственной.

Суровому наказанию подвергался шудра, который, присвоив отличительные знаки брахмана, выдавал себя за учителя. Человек низшей варны, который осмеливался занять место рядом с человеком высшей варны, подвергался телесному наказанию. В большинстве случаев тот, что совершал преступление против лица высшей варны, подлежал членовредительскому наказанию. В то же время за тождественное преступление виновный из высшей варны платил только денежное взыскание. Человек, защитивший брахмана и убивший нападающего, не совершал преступления.

Люди низшей варны не могли быть свидетелями по уголовному делу человека высшей варны. При разногласиях между свидетелями судья должен был верить человеку из высшей варны. «При разногласиях (в показаниях) свидетелей царю следует предпочесть (мнение) большинства, при равенстве - наделенных выдающимися качествами, при разногласии между отличными - брахманов».

На самой низшей ступени среди свободных людей стояли «неприкасаемые». Неприкасаемым предписывались такие занятия, как уборка мусора, работа с кожей или с глиной. Члены таких каст жили в отдельных кварталах или поселках на обочине поселений «чистых» каст.

Низшие касты и «рожденные от смешанных браков, пусть существуют занятиями, презренными с точки зрения дважды рожденных» такими, как, например, уход за лошадьми, рыболовство, «ловля и умерщвление животных», обработка кожи, игра на музыкальных инструментах, наказание преступников и действия на кладбище. «Для кшаттаров, угр и пулькасов - ловля и умерщвление животных, живущих в норах, для дхигванов - обработка кожи (carmakarya), для венов - игра на музыкальных инструментах (bhandavadana)».

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...

Административно-правовое регулирование реализации права на свободу проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...

Географические, климатические, экономические и социальные условия муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...

Разрешение жилищных споров

Разрешение жилищных споров

В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.mitway.ru