Материалы по праву » Законы Ману » Правовое положение низших каст

Правовое положение низших каст

Страница 3

Таким образом, изучив структуру древнеиндийского общества использовав при этом такую из дхармашастр как «Законы Ману» можно сделать следующие выводы:

1.«Законы Ману» являются сборником древнеиндийских нравственных и правовых предписаний, исполнение которых считалось в соответствии с господствующей системой взглядов и религией добродетелью. Содержание законов Ману выходит за пределы права, т.к. в них имеются положения, относящиеся к политике, морали, религиозным предписаниям и др. Смешение правовых норм и религиозных предписаний придавало законам Ману особую силу воздействия.

«Законы Ману» состоят из 12 глав, в которых рассказывается о сотворении мира, занятиях сословий, правах и обязанностях домохозяина, праве наследования, функциях царя, принципах его политики и государственном управлении, совершении различных обрядов, даются наставления для отшельников и аскетов, перечисляются нормы праведного образа жизни. Наибольший интерес представляют свидетельства о положении отдельных социальных групп, о статусе четырех варн – каст, судопроизводстве, налоговой системе и т.д. Особенно подробно разбираются нормы поведения членов четырех варн, правовой же материал, столь подробно изложенный в ряде поздних дхармашастр, здесь еще не стал центральным.

2. Каста и варна это совершенно разные понятия. Каста («джати») подразумевает рождение в определенной семье, закрепляется происхождением, а варна (цвет) определяется качествами и его склонностями к особой деятельности. Следует также подчеркнуть, что изначально в основе деления на варны лежал не экономический критерий, так как во времена возникновения подобного разделения труда в обществе еще не существовало видимого расслоения. Закрепляемые правом границы варн не отражали классовой принадлежности индивида, его места в системе общественного производства и распределения, которое было непосредственно связано с его отношением к средствам производства и прежде всего к собственности на землю.

3. Для древней Индии спецификой было постепенное обособление в привилегированной группе социально-политических верхов двух важнейших слоев - жрецов-брахманов и аристократов-кшатриев. Противостояние их друг другу с острым взаимным соперничеством (а основа высочайшего престижа и немалой власти слоя жрецов-брахманов заключалась в их монополии на ритуально-мифологическую память и связанные с ней высоко чтимые народом культовые отправления), равно как и зримое противопоставление двух верхних социальных слоев третьему и основному, общинникам-производителям, вело к формированию кастового общества.

4. В результате такого обособления и социального расслоения древнеиндийского общества образовались высшие и низшие касты. К высшим кастам относились жреческие и военно-земледельческие касты. К низшим же кастам относились торгово-ростовщические, землевладельческие касты мелких феодалов и земледельцев, касты безземельных и неполноправных земледельцев, ремесленников и слуг, а также касты неприкасаемых.

Сложившаяся таким образом система каст стала весьма устойчивой основой для членения индийского общества на незыблемые категории-сословия, статус и место которых были освящены непререкаемыми религиозными нормами.

Варново-кастовая система в целом именно благодаря своей жесткой иерархичности составляла костяк социальной структуры Индии; уникальная по форме, она не только оказалась эффективной альтернативой слабой политической администрации, но и успешно компенсировала эту слабость.

Данная цивилизационная особенность Древней Индии связана с рядом исторических причин, главнейшие из которых заключались в варново-кастовом строе и крепости общинной организации. Жесткая варново-кастовая система с раз и навсегда определенным местом человека в ней, с кастовым конформизмом, неукоснительным следованием, соблюдением религиозно-нравственных установок поведения человека была своеобразной альтернативой принудительного характера государственной власти. Бесспорно, способствовала этому замкнутость, автономность индийской общины с ее натуральным хозяйством, с патриархально-патронажными межкастовыми взаимосвязями земледельческой части общины с ее ремесленниками, слугами.

5. Правовое положение высших и низших каст закреплено в «Законах Ману» довольно четко. Первые две варны брахманы и кшатрии, из которых появились высшие касты, являлись привилегированными, хотя браки между брахманами и кшатриями запрещались. Закон призывал к согласию и сотрудничеству обоих сословий: «Брахманы и кшатрии, объединившись, процветают и в этом и в ином мире».

6. Подробно рассказывают «Законы Ману» и о правах и обязанностях низших каст – ремесленников, земледельцев, слуг и самой низшей касты неприкасаемых. Ремесленники и торговцы являлись самой многочисленной группой населения Древней Индии, они должны были заниматься торговлей, ремеслом. Главная обязанностью наемных работников, слуг являлось смиренное служение дваждырожденным. Каста же неприкасаемых стояла на самой низшей ступени.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...

Административно-правовое регулирование реализации права на свободу проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...

Географические, климатические, экономические и социальные условия муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...

Разрешение жилищных споров

Разрешение жилищных споров

В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.mitway.ru