Материалы по праву » Контроль и надзор за оперативно-розыскной деятельностью » Вневедомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью

Вневедомственный контроль за оперативно-розыскной деятельностью

Страница 2

Правительство РФ компетентно проверять полноту и эффективность использования органами силового блока предоставленных им полномочий по ведению ОРД для решения задач успешной борьбы с преступностью через анализ соответствующей информации, имеющейся в распоряжении Правительства РФ, заслушивании отчетов, докладов и сообщений на заседании Правительства РФ руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Одним из направлений контрольной деятельности Правительства РФ является мониторинг законодательства, а также подзаконных актов, затрагивающих права и свободы граждан, имеющих межведомственный характер и актов, устанавливающих правовой статус государственных органов и организаций. Данная контрольная деятельность осуществляется через механизм государственной регистрации нормативных актов федеральных органов исполнительной власти в Минюсте России. Там эти акты оцениваются на предмет соответствия Конституции РФ, действующему законодательству и им присваивается соответствующий номер государственной регистрации. Минюст России полномочен вносить предписания об отмене незаконных актов либо устранении выявленных нарушений.

В полномочия Правительства РФ входит проверка обоснованности расходования финансовых средств, выделяемых на ОРД, которая возложена на Минфин России. Согласно ч. 3 ст. 19 ФЗ «Об ОРД» данный контроль осуществляется специально уполномоченными представителями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Минфина России, которые для этого предварительно проходят процедуру допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. После прохождения такой процедуры представители Минфина России полномочны проводить проверку документов о финансировании ОРД в полном объеме.

О суде, как субъекте внешнего контроля за ОРД, необходимо отметить следующее. Согласно ст. 9 ФЗ «Об ОРД» проведение ОРМ, которые влекут ограничение конституционных прав граждан, возможно только по решению судьи. В перечень таких прав законодатель включил: право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электронной и почтовой связи, право на неприкосновенность жилища. Данный вид контроля за ОРД осуществляется: а) при рассмотрении судьей обращения оперативного подразделения для получения разрешения на проведение конкретного ОРМ, влекущего ограничение того или иного конституционного права человека и гражданина (ч.ч. 2, 3 ст. 8, ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об ОРД»); б) при продлении начатых по разрешению судьи ОРМ и последующей проверке законности решений и действий оперативно-розыскных органов (далее – ОРО) и их должностных лиц (ч.ч. 3, 4 ст. 8 ФЗ «Об ОРД»); в) при рассмотрении жалоб на ОРО (ч.ч. 2, 3 ст. 5 ФЗ «Об ОРД»); г) при разрешении споров в вышестоящем суде между судьей нижестоящего суда и ОРО в связи с отказом судьи дать разрешение на проведение ОРМ (ч. 6 ст. 9 ФЗ «Об ОРД»).

Согласно ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об ОРД» судья рассматривает оперативно-розыскные материалы, касающиеся производства ОРМ, единолично (т.е. не требуется принятия решения на судебном заседании, а также рассмотрение поступивших оперативно-служебных документов конкретным судьей) и незамедлительно (т.е. должностное лицо ОРО принимается в любой промежуток времени без какой-либо очереди, без неоправданных задержек).

Процесс рассмотрения материалов судьей, получившим от председателя данного суда полномочия по рассмотрению поступающих оперативно-служебных документов, заключается в обоснованности постановления руководителя ОРО о проведении соответствующего ОРМ. Для этого согласно положению ч. 3 ст. 9 ФЗ «Об ОРД» по требованию судьи ему могут представляться иные материалы, касающиеся оснований для проведения ОРМ (за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группировки, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и о тактике проведения ОРМ).

По результатам рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав человека и гражданина при проведении ОРМ судья разрешает проведение данного ОРМ или отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление, которое заверяется оттиском гербовой печати суда, выдает его инициатору проведения ОРМ с одновременным возвращением всех без исключения представленных ему (судье) материалов ОРО.

Срок действия вынесенного судом постановления согласно ч. 5 ст. 9 ФЗ «Об ОРД» исчисляется в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. Указанный предельный срок продлевается, как правило, при расследовании длящихся преступлений, а также с учетом иных обстоятельств, характерных для конкретной оперативно-розыскной ситуации.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...

Административно-правовое регулирование реализации права на свободу проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...

Географические, климатические, экономические и социальные условия муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...

Разрешение жилищных споров

Разрешение жилищных споров

В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mitway.ru