Материалы по праву » Нормы и источники конституционного права » Источники конституционного права России

Источники конституционного права России

Страница 1

Источники конституционного права – это внешние формы выражения конституционно-правовых норм.[1] Теория права в качестве основных источников права называет нормативный правовой акт, юридический прецедент и правовой обычай (наряду с такими источниками, как договор (иногда указывается «нормативный договор»), правовая доктрина, партийные документы (в условиях однопартийных систем), религиозные нормы и др.).

Можно утверждать, что в российской правовой системе имеют место все основные источники права (схема 1). Поскольку Российская Федерация принадлежит к числу государств континентальной (европейской, романо-германской) правовой системы, основным источником права (в том числе и конституционного) в нашей стране является результат нормотворческой деятельности различных властных институтов – нормативный правовой акт. В свою очередь группа нормативных правовых актов – это очень объемная совокупность источников, поэтому она может быть подвержена внутренней классификации. При этом система нормативных правовых актов отличается четкой иерархией, соотношением по юридической силе.

Схема 1. Источники конституционного права РФ.

К источникам конституционного права можно отнести ту «часть источников российского права, в которых содержатся конституционно-правовые нормы».

Всем источникам права присущи признаки, характерные для всех источников права, такие как, например, определенность, общеобязательность, общеизвестность. Между тем, ряд исследователей выделяет признаки, присущие только источникам конституционного права.

Общим требованием содержательного характера для всех источников конституционного права является их непосредственная связь с организацией и функционированием государственной власти, от которой исходят все нормативные акты.

В юридической литературе выделяются следующие виды источников конституционного права: Конституция РФ, содержащие нормы конституционного права федеральные законы, подзаконных актов (актов Президента РФ и постановлений Правительства РФ), акты Федерального Собрания, международные и внутригосударственные договора, акты субъектов РФ, сохраняющих свое действие актов бывшего СССР и РСФСР. Также выделяются такие источники как: естественное право, декларации, акты органов местного самоуправления, судебные акты. Рассмотрим их подробнее.

Базисным источником современного конституционного права – выступает Конституция Российской Федерации. В Конституции РФ нашли свое урегулирование наиболее важные для общества, государства и отдельного человека общественные отношения.

Конституция закрепляет не только основы конституционного права, но и регламентирует основы иных отраслей права. При этом конституция не только сама по себе является законом, но и устанавливает виды иных правовых актов, принимаемых в данном государстве, порядок их принятия и их юридическую силу.

Следующим источником, а точнее группой источников являются международные договоры. В силу ч.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

К источникам конституционного права относят федеративные договора о разграничении предметов ведения и полномочий. Конституция РФ устанавливает, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (ч.3 ст.11 Конституции РФ).

Дискуссионным является вопрос о включении в число источников конституционного права актов органов союзного государства. Учитывая процесс по созданию союзного государства проводимый Российской Федерацией, Белоруссией, встает вопрос о юридической силе актов союзного государства. Так, например, были приняты Постановление Высшего Государственного Совета Союзного государства от 27 июня 2000 г. N 7 "О Статуте и Регламенте Высшего Государственного Совета Союзного государства"; Постановление Совета Министров Союзного государства от 25 апреля 2000 г. N 1 "О Регламенте Совета Министров Союзного государства". Между тем, исследователи не относят названные (и иные) акты к источникам конституционного права, констатируя, что «что для более тесной интеграции России и Республики Беларусь: принятия конституции или конституционного акта, содержащего положения, противоречащие Конституции РФ, устанавливающие новые виды нормативных актов, обязательных для применения на территории РФ, необходимо не только проведение референдума о принятии этих актов, но и внесение соответствующих изменений в Конституцию РФ, что невозможно до принятия федерального конституционного закона о Конституционном Собрании». Тем самым союзным актам с Белоруссией, пока, не придается значение источников конституционного права.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие публикации:

Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...

Административно-правовое регулирование реализации права на свободу проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...

Географические, климатические, экономические и социальные условия муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...

Разрешение жилищных споров

Разрешение жилищных споров

В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mitway.ru