Материалы по праву » Международное гуманитарное право и СМИ » История зарождения и развития права войны до середины XIX в

История зарождения и развития права войны до середины XIX в

Страница 4

Характерно, что запрет на использование арбалетов, так же, как на применение ядов, не распространялся на «неверных» (под которыми подразумевались, прежде всего, приверженцы ислама).

Как и христианство, ислам оказал большое влияние на развитие права войны. Согласно традициям и указаниям Корана, военнопленных казнили или обращали в рабство. Но те, за кого вносили выкуп, а также перешедшие в мусульманство, могли остаться в живых и обрести свободу. Кодекс «Вигайят», написанный в 1280 г. во время арабского владычества в Испании, являлся настоящим сводов законов войны. Он запрещал убивать женщин, детей, стариков, сумасшедших, больных и парламентеров. Он также запрещал наносить увечья побежденным, отравлять ядом стрелы и источники воды.

Приверженцы ислама, как правило, считали необходимым даже по отношению к крестоносцам соблюдать определенные законы и обычаи войны. В то время как крестоносцы полагали, что язычники – вне закона, и договоры с ними могут быть расторгнуты в одностороннем порядке. Когда крестоносцы взяли Иерусалим в 1099 г., они вырезали все население (разительный контраст: когда Салах Ад-Дин, известный европейцам под именем Саладин, вошел в Иерусалим в 1187 г., он даже приказал выставить специальные патрули для защиты христиан; впоследствии он освободил богатых пленников за выкуп, а бедных – просто так).

В те времена в армиях не было медицинских служб. Рыцарей часто сопровождали их личные врачи. Простых раненых солдат обычно оставляли мучиться и умирать, а раненых врагов обычно добивали дубинками.

В 1027 г. христианская церковь предложила Западному миру «Божье перемирие», запрещавшие военные действия по воскресеньям, с вечера субботы до утра понедельника. Этот своего рода «военный выходной» был позднее удлинен: сначала он должен был начинаться в пятницу вечером, а потом – даже в четверг вечером. Этого перемирия, более-менее соблюдавшегося, было недостаточно для смягчения ужасов войны. С интересующей нас точки зрения средние века можно считать фанатичным и кровавым периодом в истории. Жестокое обращение с побежденными, бесцельное разрушение и истребление неприятельского имущества – обычные спутники средневековых войн. Исследователь М. Догель даже считает, что вооруженная борьба в эпоху феодализма еще менее чем в древности подчинялась каким-либо нормам права войны.

Новое время

Постепенно централизованная власть в государствах Европы пришла на смену феодальной раздробленности. Междоусобные войны прекратились. Рабство было запрещено.

В XVI веке возникает система соглашений («картелей и капитуляций») между командующими противоборствующих армий. В этих документах оговаривалось обращение с ранеными, женщинами, условия обмена пленными и т.д.

Философы-схоласты этого периода оказали благотворное влияние на развитие права войны. Испанский доминиканец Франциско де Витториа, например, если и не до конца ушел от концепции «справедливой войны», но допустил возможность того, что война бывает справедливой для обеих сторон. Витториа осудил ненужные страдания и резню тех, кого он осмелился назвать невинными.

В XVII в. большой вклад в развитие законов и обычаев войны внес голландский просветитель Гуго Гроций, которого называют отцом международного права. Он рассматривал закон уже не как некое божественное установление, а как продукт человеческого разума. Гроций был первым, кто утверждал, что «справедливая причина», которую заявляет государство, чтобы начать войну, не освобождает воюющих от обязанности соблюдать законы войны (война в его трактовке – одно из средств сохранения государства, а не «божественная кара»). Однако, как и Витториа, Гроций смотрел на население враждебной страны как на врагов, зависящих от милости победителя. В то же время он утверждал, что насилие сверх пределов, необходимых для победы, не может быть оправдано, что гражданское население, и даже солдаты, должны быть оставлены в живых, если это допускает военная необходимость. В своем основном труде «От законной войны к миру» (лат. De jure belli ac pacis) Гроций перечисляет пути смягчения ужасов войны.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...

Административно-правовое регулирование реализации права на свободу проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...

Географические, климатические, экономические и социальные условия муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...

Разрешение жилищных споров

Разрешение жилищных споров

В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.mitway.ru