Материалы по праву » Международное гуманитарное право и СМИ

Международное гуманитарное право и СМИ

Данный модуль предназначен для ознакомления студентов с целями и задачами курса, также в его рамках дается определение понятия «международное гуманитарное право» и разъясняется сфера его применения, подчеркивается значимость данной отрасли права для всего мирового сообщества, обосновывается необходимость данного курса для студентов-журналистов.

План модуля:

Цели и задачи курса;

Определение международного гуманитарного права;

Сфера применения МГП;

Необходимость существования гуманитарного права;

Необходимость изучения МГП и материалов данного курса для студентов-журналистов.

Цели курса «МГП и СМИ»: Познакомить студентов с основами международного гуманитарного права, исследовать специфику работы журналиста на современной войне, способствовать распространению гуманистических принципов освещения вооруженных конфликтов.

Задачи курса: Изучить историю развития и современное состояние МГП, структуру, действующие нормативные документы и основные положения международного гуманитарного права, дать представление о механизмах пресечения нарушений МГП, о соотношении гуманитарного права с законами о правах человека. Осмыслить роль МККК и других организаций красного креста и красного полумесяца в развитии и функционировании права войны. Исследовать воздействие СМИ на ход вооруженных конфликтов, изучить правила поведения журналиста в «горячей точке» и принципы освещения военных событий в средствах массовой информации.

Международное гуманитарное право (МГП) – это отрасль международного права, которая применяется в период вооруженных конфликтов с целью смягчить их последствия. МГП представляет собой систему юридических норм и принципов, которые, во-первых, ограничивают выбор средств и методов ведения военных действий, во-вторых, защищают лиц, не принимающих или переставших принимать участие в военных действиях.

Вместо наиболее распространенного в настоящее время термина «международное гуманитарное право» («МГП») иногда используют такие термины, как «право войны», «право вооруженных конфликтов», «законы и обычаи войны». В широком смысле, это синонимы. Хотя, например, «законы и обычаи войны» - несколько устаревшее обозначение, термином «право войны» предпочитают пользоваться военные, а в дипломатических и университетских кругах теперь обычно применяется именно термин «международное гуманитарное право».

МГП применяется в период различных вооруженных конфликтов: и международного, и немеждународного характера. Но именно в период вооруженных конфликтов, а не просто при беспорядках и волнениях внутри страны. В ситуациях насилия, не достигших интенсивности вооруженного конфликта, применяются положения права прав человека, а также соответствующие нормы внутреннего законодательства. Существуют специальные критерии, позволяющие констатировать, что ситуация насилия достигла интенсивности вооруженного конфликта: с одной стороны, находящиеся в конфликте субъекты должны обладать минимумом организованности и иметь вооруженные силы; с другой – их конфликтные отношения должны достичь уровня открытых и коллективных военных действий.

Сама необходимость существования права войны на протяжении истории нередко подвергалась (а некоторыми даже сейчас подвергается) сомнению. В самом деле, не лучше ли добиваться прекращения войн, а не создавать некие правила их ведения!? Ведь, казалось бы, война – это по определению попрание всех норм гуманности, всех человеческих и божеских законов! Ведь любая война – это смерть и страдания, это искалеченные судьбы, дети, оставшиеся сиротами… Как сказал в XIX в. один английский политик, «пытаться цивилизовать войну – это все равно, что цивилизовать ад!». Есть своя правда в этом. Недаром после второй мировой войны многие (в том числе дипломаты, представители ООН) считали, что нет смысла в дальнейшем развитии МГП. Ведь войны запрещены! Разрабатывая долгосрочную программу своей деятельности в 1949 г., Комиссия международного права ООН отказалась включить в эту программу право войны…

Между тем, после второй мировой в мире произошло уже более ста войн. Люди, разрабатывающие нормы МГП (в частности, представители Международного Комитета Красного Креста), прагматично исходят из того, что войны все равно ведутся. Меняется их характер, но они ведутся. Следовательно, нужно развивать МГП – для того, чтобы ограничить насилие некими рамками, чтобы защитить гражданских лиц, пленных, раненых, больных… Причем, независимо от того, какой национальности эти люди, к какой воюющей стороне они принадлежат. Поэтому международное гуманитарное право не занимается изучением причин вооруженного конфликта, выяснением того, кто ведет «справедливую», а кто – «захватническую» войну и т.д. Ведь подобные выяснения не помогут, а, наоборот, помешают оказывать помощь раненым, больным и другим жертвам конфликта. Международное гуманитарное право интересуют не причины, а средства и методы ведения войны.

Некоторые считают, что в нормах МГП нет особого смысла потому, что они все равно постоянно нарушаются. Действительно, международное гуманитарное право соблюдается далеко не всегда. Например, американцы во время войны в Ираке в 2003 г. убивали представителей Красного Креста, журналистов и других гражданских лиц, уничтожали памятники культуры, использовали запрещенные средства ведения войны. Но можно провести аналогию, например, с уголовным кодексом. Он тоже очень часто нарушается. Однако, что было бы, если бы уголовного кодекса вообще не существовало!?. Так же обстоит дело и с международным гуманитарным правом.

К настоящему времени изобретено столько мощных и изощренных средств уничтожения (химическое, бактериологическое оружие и т.д.), что если бы все они применялись, те жестокие войны, которые ведутся на планете сейчас, показались бы детскими играми. Препятствует их применению именно международное гуманитарное право.

Журналистам необходимо знать нормы этого права потому, что журналист – одно из главных действующих лиц на современной войне. Информационная составляющая играет огромную роль в современных вооруженных конфликтах. Несколько талантливых репортеров могут оказать большее воздействие на развитие конфликта, чем несколько танковых полков. Причем, воздействие это может быть как позитивным, так и негативным, как способствующим эскалации насилия, так и способствующим прекращению войны. Именно под воздействием общественного мнения, направляемого СМИ, американское правительство вынуждено было вывести войска из Вьетнама… И именно СМИ (радио) сыграло решающую роль в развязывании страшного геноцида в Руанде, унесшего жизни восьмисот тысяч человек… Это лишь два показательных примера.

Политики и военачальники прекрасно понимают, какой силой обладают средства массовой информации, поэтому стремятся использовать их в своих целях, поставить под свой контроль в ходе вооруженных конфликтов. В этой ситуации для журналиста важно не стать пешкой в чужой игре. Ведь СМИ призваны отражать интересы общества, а не штаба командования той или иной группировки. Поэтому журналист, освещающий военные события, должен в полной мере осознавать лежащую на нем ответственность, иметь представление об использовании информационных технологий в современных войнах. И, разумеется, для профессионального освещения вооруженных конфликтов журналисту необходимо иметь представление о нормах международного гуманитарного права.

Резюме. Сама история, практика жизни подтверждает необходимость существования международного гуманитарного права – права, которое ограничивает средства и методы ведения войны, защищает гражданское население и других жертв вооруженных конфликтов как международного, так и немеждународного характера. Для журналистов важно знать нормы МГП, а также правила «техники безопасности» при работе в «горячих точках» и принципы освещения вооруженных конфликтов в СМИ. Ведь средства массовой информации способны оказать большое влияние на развитие современных вооруженных конфликтов, на поведение воюющих.

Похожие публикации:

Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного ...

Административно-правовое регулирование реализации права на свободу проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № ...

Географические, климатические, экономические и социальные условия муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за ...

Разрешение жилищных споров

Разрешение жилищных споров

В жизни каждого человека проблема жилья является одной из самых важных. Жилище для человека — необходимое условие его существования наряду с продуктами питания и одеждой: это место его пребывания, «семейный очаг», средство организации домашнего хозяйства, досуга, отдыха и т. д.

Разделы

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.mitway.ru